Так какие же маркетологи нам нужны? Грамотные, неординарные, знающие теорию и умело применяющие ееПримерно таким образом можно нарисовать для себя идеальный образ маркетолога. К сожалению, таковых единицы. Это очень немногочисленная категория специалистов, обладающих энциклопедическими знаниями и успевших поработать в разных компаниях на должностях, начиная с низших исполнительских. А остальных-то необходимо научить! И не факт, что тот, кто сейчас возглавляет отдел маркетинга на предприятии, в особенности отечественном среднем и малом бизнесе, делает свою работу грамотно и эффективно. Отсюда возникает спрос на подготовку специалистов - маркетологов. Программы профессиональной переподготовки направлены на удовлетворение этого спроса. Сказать точнее, не просто маркетолога. а, в большей степени, управленца - маркетолога. Управление маркетингом – это одна из важнейших составляющих комплекса современного управления бизнесом.

Программы профессиональной переподготовки длятся примерно 1 учебный год (более 500 аудиторных часов). Чаще всего используется вечерняя форма: несколько раз в неделю вечером после работы плюс субботы.

Самая большая проблема таких программ (честно сказать, и всех МВА тоже) – увязать необходимую теорию с практикой. Решение проблемы состоит в том, чтобы сплести нити теории с необходимым опытом, причем, желательно с отечественным опытом. Скептики говорят, что преподавателей теории как таковых у нас нет. Не соглашусь с этим утверждением. За прошедшие десять лет такие преподаватели побывали во многих западных школах бизнеса, учились сами и преподавали за рубежом, получая за свою работу весьма высокие рейтинги. Другие скептики утверждают, что практики не готовы делиться своим опытом с другими. Тоже неверно. Можно назвать несколько десятков фамилий известных менеджеров и руководителей компаний, которые уже не первый год сотрудничают с известными российскими бизнес - школами. Среди них И. Качалов, О. Чернозуб, С. Картышов. С. Фролов, И. Манн, П. Залесский. Можно возразить, что у них имеется скрытый мотив, нацеленный на продвижение себя лично и услуг своих компаний. Наверное, это так, но то, что они развивают профессиональный рынок, делятся методами практической работы и действенных приемов, перевешивает все сопутствующие издержки. Перечисленные специалисты получают на наших программах самые высокие оценки.

Данный подход имеет свои «плюсы» и «минусы». Приглашенный специалист знает и владеет темой очень глубоко, а «минусы» таковы: сложно согласовать необходимое время и даты занятий, т. к. у специалистов имеется своя работа, очень трудно состыковать всех.

Задачей программы профпереподготовки в области маркетинга является теоретическая и практическая подготовка специалистов предприятий, которые могут организовать и воплотить в конкретные действия маркетинг на предприятиях.

Логика программы, которая проводится в АНХ, нацелена на помощь в разрешении существующих проблем и изучению комплекса практических действий, способствующих реализации практического маркетинга на предприятиях.

Поэтому программа условно состоит из трех тематических блоков.

1. Общеэкономический блок, включающий основы экономики, финансов, менеджмента.

2. Блок, называемый «Практический маркетинг» (часто в литературе он называется операционным маркетингом ), включающий спектр тем и дисциплин, которые выполняют менеджеры по маркетингу, точнее менеджеры по отдельным направлениям деятельности: исследования, реклама, PR. директ - маркетинг, аналитика, работа с клиентами, региональная деятельность и другие.

3. Блок, который включает темы, связанные с планированием маркетинга, стратегическим маркетингом, брэндингом.

Структура программы представлена ниже на рис. 1.

Две дисциплины являются основополагающими в программе: экономика и управление предприятием (менеджмент). Для основательности и, учитывая специфику маркетинговой деятельности, в этот фундамент добавлены еще две дисциплины: психология и социология.

Дальше идут дисциплины специализации. Основы современного маркетинга – это философия маркетинговой деятельности. Небольшой по количеству учебного времени блок определяет место маркетинга в системе менеджмента фирмы.

Практический маркетинг – подробный и глубокий разговор о том, что представляет каждое направление маркетинговой деятельности по отдельности, каковы его особенности, какова практика применения, чего ожидать в результате использования. Направления изучения: аналитическая работа, ценообразование, формирование спроса и стимулирование сбыта, продажи, дистрибуция, интегрированные маркетинговые коммуникации, реклама и PR. исследования, информационные технологии, конкурентная разведка и другие.

Завершает программу самый важный блок: стратегический маркетинг, планирование маркетинговой деятельности и современный брэндинг. Опыт общения с представителями различных компаний показывает, что худо-бедно, но инструментарий маркетинговой деятельности уже сложился. Некоторые компании научились очень эффективно использовать отдельные инструменты маркетинга, например, рекламу, директ-маркетинг. но, в целом, система маркетинга, как элемент управления бизнесом, еще не всегда складывается. Она начинается с выработки сознательной маркетинговой стратегии, которая не противоречит стратегии всего менеджмента, не входит в противоречия с позицией топ - менеджмента и собственников. Из стратегии вытекает необходимость планирования маркетинговой деятельности в целом, а также отдельных маркетинговых кампаний и программ. Эти проблемы находят отражение в создании и удержании брэнда.

Программой предусмотрен периодический контроль знаний, полученных слушателями: аудиторные письменные зачеты, самостоятельная работа над темами, результирующий экзамен и защита Дипломных работ. Проблемы с контролем присущи практически всем бизнес - программам обучения: трудно в назначенный срок получить отчет о выполненных работах, пропущенные зачеты могут сдаваться в течение нескольких недель после формального проведения. Это связано с загрузкой слушателей на работе, семейными обстоятельствами, командировками, болезнями, иногда с несобранностью.

Все, что сказано, основано на практическом опыте организации и проведения бизнес - обучения. У нас состоялось более десяти выпусков управляющих маркетингом. Выпускники показывают стабильный карьерный рост: около 75% в процессе учебы и в следующий после окончания год поднимаются как минимум на одну ступеньку вверх. Думается, что все вместе мы движемся в правильном направлении.




  • ^